История Воткинского завода до ВОВ.
Номерный завод №235.
Владелец ряда уральских заводов П.И.Шувалов получил в 1757 году разрешение правительства на постройку железоделательного завода на реке Вотке. В 1758 году было начато строительство завода и поселка при нем, а в 1760 году - завод дал продукцию.
Начиная с 1782 года, в течении ста лет , на заводе ручным способом ковали якоря и якорные цепи. Якоря изготовлялись различных систем: малые (от 3 до 10 пудов), средние, большие - весом до 336 пудов (5,5 тонны). В среднем за год изготовляли до 188 якорей, общим весом 11-15 тысяч пудом.
В 1847 году был изготовлен первый железный корпус для речного парохода, изготовленного на Воткинском заводе, и сплавлен по рекам Вотке и Сиве. Это было начало производства в России пароходов с железным корпусом. Целиком собранные пароходы в весенний разлив отправляли по Каме и Волге в Каспийское море. В другие районы России пароходы отправлялись в разобранном виде. Их собирали в Тюмени, Архангельске, Феодосии и на Амуре.
С 1886 года Воткинский завод прославился выпуском сельскохозайственных машин. За короткий срок завод освоил изготовление плугов 46 различных марок, борон - 15 типов, окучников, молотилок, льномялок, корчевальных машин.
Руками рабочих Воткинского завода изготовлены: Сергиевский мост в Москве, каркас шпиля собора Петропавловской крепости в Ленинграде, якорь-монумент, установленный на набережной г.Сочи.
Первый паровой полуторакубовый эсковатор в Советском Союзе был собран на Воткинском заводе в 1931 году. Этот механизм мог перемещать 250 кубов грунта в час, заменяя труд пятисот рабочих.
В 1935 году по заданию Серго Орджоникидзе на Воткинском заводе были изготовлены первые в нашей стране железнодорожные краны грузоподъемностью в 45 тонн.